История создания породы
Добавлено: 25 янв 2015, 15:02
Эстонская гончая до недавнего времени была у нас не достаточно известна.Знали о ней лишь на её родине в Эстонской ССР.Эта собака отличается от других наших гончих малым ростом.
Работа над созданием такой малорослой гончей была начата под давлением охотничьих законов буржуазной Эстонии,требовавших, чтобы рост гончей не превышал 45см,Отбирая среди местных гончих малорослых,эстонские охотники-собаководы пускали их в породу.Для закрепления малого роста они ввели в местную породу большую долю крови английской заячьей гончей (биггли) и швейцарской гончей. В создании эстонской гончей участвовали также и крупные породы-фоксгаунд,русская и финская гончие.
Эстонский кинолог С,Н,Смелков,который считается создателем породы эстонская гончая, в начальном периоде её формирования делил породу на 12 групп в зависимости от процента участия в родословных собак местной ,английской или швейцарской гончей.Путём изучения собак разных групп С.Н.Смелков забраковал некоторые из этих комбинаций,как не удовлетворившие его и эстонских охотников по экстерьеру или работе
Позже,как сообщает Б.Н.Арманд,С.Н.Смелков выделил один стандартны тип эстонской породы и предложил считать остальные типы помесями с тем,чтобы три из них были признаны в ЭССР как самостоятельными породами:это помеси эстонской гончей с финской,помесь с фоксгаундом и с биггли.По замыслу кинолога помеси с финскими гончими постепенно должны будут слиться с помесями с фоксгаундом и образовать породу довольно крупных гончих(52-60см),близкую по типу к русским пегим гончим,а помеси с биггли должны поглотиться основной стандартной эстонской породой.
Из сказанного видно, насколько велика была разнотипность создавшейся породы,что вполне естественно, так как вначале она была, строго говоря, не породой,а смешением нескольких достаточно разных пород.Твёрдо объединялась масса эстонских гончих лишь малым ростом и пегим окрасом,преимущественно черно- пегим в румянах и багряно-пегим.
Значительная разнотипность не изжита ещё и в настоящее время.Тем не менее эстонская порода(избранный С.Н.Смелковым и охотниками ЭССР тип)была утверждена Министерством сельского хозяйства СССР в 1954 г,в 1959г для нее принят первый стандарт.Это было сделано на обследования, произведённого в октябре 1954 г специальной комиссией Кинологического совета СССР.От себя добавлю в ней принимал участие Е.К.Чекулаев с которым был лично знаком и многое было услышано об этой породе.Комиссия работала по изучению только стандартизированного типа эстонских гончих. Она провела в г Таллине выводку,на которой,на которой было показано около 100 собак,а также полевые испытания.Эти мероприятия подтвердили достаточную стандартность и доказали их хорошие рабочие качества.Одной из главных причин создания маленькой эстонской гончей был запрет охоты на косулю,которая подвергалась большой опасности от большой рослой гончей.Стремление иметь в Эстонии небольшую гончую объяснялось также и высокой плотностью населения в стране и небольшими размерами охотничьих угодий.
Кроме того,племенная работа с эстонской гончей зависела и от других обстоятельств.Решающее значение имели и климатические условия Эстонии.
Для зимы в Эстонии характерно отсутствие снега почти до февраля,и в связи с этим сезон отличается постоянной очень жесткой тропой.Такие условия Такие условия вынудили обратить самое строгое внимание на прочность лап гончей ( крепконогость).Для придания местной гончей этого качества,как сообщал Смелков,было признано целесообразным примешать английскую гончую-биггли,обладающую плотной и сильной лапой.
Поздняя восприимчивость бигглей к работе,отсутствие у них достаточной паратости,неудовлетворительная вязкость и грубые неприятные голоса,характерные для этой породы,заставили эстонских собаководов искать другой материал для создания того типа,который удовлетворял бы экономическим,географическим и чисто охотничьим условиям.Вот почему было обращено внимание на швейцарских гончих с их маленьким ростом,очень скороспелых,принимающихся за работу на первом году:кроме того вязких и обладающих звонкими доносчивыми голосами.Однако вследствие недостаточно прочной лапы нельзя было использовать в племенной работе одну только эту породу, поэтому биггли как(составная часть) будущей порды сохранила свое значение.
Выведение эстонской гончей начато в первой половине 30х годов текущего столетия.Селекционная работа продолжавшаяся примерно 25лет,закончилась созданием нужного типа.На начальном этапе селекционной работы наиболее значительную роль сыграли выписанные из Англии биггли Джипси и Цулю Антропова,Леди и Лорд В.М.Оттас,Целю прибыла щенной от Студента (томми) и дала помет. С 1934 по1938 гот этих собак получили 11 пометов и стали их смешивать с гончими местной порды.
В 1934 г в Эстонию завезли чистопородных швейцарских гончих, которых начали вязать с биггли и местными.Война 1941-1945г нарушила планомерную работу по формированию эстонкой породы.Но всё же уцелело достаточное количество гончих,которые после войны дали возможность успешно продолжить начатое дело.
В работе по созданию намеченного типа эстонской гончей были наиболее интересны помеси с биггли и швейцарской:этих собак использовали в племенной работе. Наибольшую роль в создании порды сыграл питомник" Калев" В результате этой исследовательской работы на первое место вышли помеси швейцарских собак,которые питомник и использовал для выведения окончательного типа эстонской гончей.Особенно ценной у помесей с швейцарской гончей оказалась ихскороспелость:5-6 месячные уже принимаются работать.
В 1934 г. в Эстонию привезены чистопородные швейцарские гончие Адор и Лоля И. С. Тофера и щенок Тукс Пидера. В 1936 г. от Адора и Лоли был получен первый помет, а затем еще несколько пометов чистопородных швейцарских гончих. Их и использовали для создания новой породы, скрещивая с биглями и местными гончими.
Выведение эстонской гончей складывалось из двух основных элементов: отбора среди местных собак, наиболее подходящих по росту, и закрепления этого признака прилитием крови швейцарской гончей или бигля.
Значительную роль в создании современной эстонской гончей сыграл питомник Таллинского клуба охотников ДСО "Калев", где с 1947 по 1954 г. было просмотрено около 2500 собак и отобраны наиболее интересные помеси с бигли и швейцарской гончей.
Основными племенными производителями были признаны среди выжлецов Сампо ЭРПКОС 1/эг М. Г. Канарбика, 1945 г. рождения ("очень хорошо", диплом I степени); Вирк ЭРПКОС 2/эг ДСО "Калев", 1951 г. рождения ("отлично", диплом II степени, аттестаты II степени на ВСХВ в 1954 г. и I степени в 1957 г.); Сампо ЭРПКОС 9/эг Р. М. Аллика, 1951 г. рождения ("очень хорошо", диплом III степени); Таки ЭРПКОС 12/г ДСО "Калев", 1955 г. рождения ("очень хорошо", диплом III степени на ВСХВ; аттестат II степени); Ами Ф..М. Сеппера ("отлично", диплом II степени среди выжловок); Макки ЭРПКОС 3/эг ДСО "Калев", 1949 г. рождения ("хорошо", диплом III степени); Рики ЭРПКОС 15/эг ДСО "Калев", 1953 г. рождения ("отлично", диплом III степени); Аки ЭРПКОС 16/эг ДСО Калев , 1953 г. рождения ("отлично", диплом III степени).
Вязка Макки с Сампо I дала Вирхе 2/зг и Сампо II 9/эг, а также ряд других собак высокого класса. В дальнейшем лучшими производительницами считались дочь Сампо 11 ч. Эни Х. Мерн и выжловка Нику ДСО "Калев", являющаяся внучкой Ами и Макьм по отцу и Сампо II со стороны матери.
Наибольшее количество собак этой породы ныне находится в Эстонской ССР, где с ними ведется селекционная работа. По регистрации 1952 - 1953 гг. в республике насчитывалось около 650 эстонских гончих, а в последние годы эта цифра выросла до 1750. Некоторое количество эстонских гончих имеется в Латвийской и Литовской ССР, а также во многих областях РСФСР, Украины и Белоруссии.
Наиболее многочисленной из российских групп эстонской гончей является ленинградская, насчитывающая около 300 собак. В Ленинграде эстонская гончая появилась у отдельных охотников в начале 1955 г. В большинстве случаев эти собаки имели в родословных перечисленных выше племенных производителей Эстонии, что положительно сказалось на поголовье ленинградских эстонских гончих: уменьшило разнотипность и закрепило рабочие качества. При формировании породы в основном были использованы производители: Тоби В. К. Назарова, Полкан 1002/эг В. Т. Рубанова, Пойс Н. Д. Фомичева, Сампо питомника ДСО "Калев", Река А. К. Сахвер. Из выжловок наиболее интересны Роза 1003/эг Г. И. Ефимова, Ая В. К. Назарова, Макки К. П. Левизе.
В Москве и Московской обл. насчитывается около 40 эстонских гончих, в основном происходящих от вывозных из Эстонской ССР Шнырка (Ами Ф. М. Сеппер - Монти ДСО "Калев") и Шнырки (Варга - Шерри ДСО "Калев"). Эти собаки так же, как и их потомки, высоко оценивались на выставках и были дипломированы на Московской испытательной станции. Основным заводчиком эстонских гончих в Москве стал А. М. Шевченко
Сейчас эстонку можно встретить в любом регионе нашей страны а также во всех прилегаюших странах.
Работа над созданием такой малорослой гончей была начата под давлением охотничьих законов буржуазной Эстонии,требовавших, чтобы рост гончей не превышал 45см,Отбирая среди местных гончих малорослых,эстонские охотники-собаководы пускали их в породу.Для закрепления малого роста они ввели в местную породу большую долю крови английской заячьей гончей (биггли) и швейцарской гончей. В создании эстонской гончей участвовали также и крупные породы-фоксгаунд,русская и финская гончие.
Эстонский кинолог С,Н,Смелков,который считается создателем породы эстонская гончая, в начальном периоде её формирования делил породу на 12 групп в зависимости от процента участия в родословных собак местной ,английской или швейцарской гончей.Путём изучения собак разных групп С.Н.Смелков забраковал некоторые из этих комбинаций,как не удовлетворившие его и эстонских охотников по экстерьеру или работе
Позже,как сообщает Б.Н.Арманд,С.Н.Смелков выделил один стандартны тип эстонской породы и предложил считать остальные типы помесями с тем,чтобы три из них были признаны в ЭССР как самостоятельными породами:это помеси эстонской гончей с финской,помесь с фоксгаундом и с биггли.По замыслу кинолога помеси с финскими гончими постепенно должны будут слиться с помесями с фоксгаундом и образовать породу довольно крупных гончих(52-60см),близкую по типу к русским пегим гончим,а помеси с биггли должны поглотиться основной стандартной эстонской породой.
Из сказанного видно, насколько велика была разнотипность создавшейся породы,что вполне естественно, так как вначале она была, строго говоря, не породой,а смешением нескольких достаточно разных пород.Твёрдо объединялась масса эстонских гончих лишь малым ростом и пегим окрасом,преимущественно черно- пегим в румянах и багряно-пегим.
Значительная разнотипность не изжита ещё и в настоящее время.Тем не менее эстонская порода(избранный С.Н.Смелковым и охотниками ЭССР тип)была утверждена Министерством сельского хозяйства СССР в 1954 г,в 1959г для нее принят первый стандарт.Это было сделано на обследования, произведённого в октябре 1954 г специальной комиссией Кинологического совета СССР.От себя добавлю в ней принимал участие Е.К.Чекулаев с которым был лично знаком и многое было услышано об этой породе.Комиссия работала по изучению только стандартизированного типа эстонских гончих. Она провела в г Таллине выводку,на которой,на которой было показано около 100 собак,а также полевые испытания.Эти мероприятия подтвердили достаточную стандартность и доказали их хорошие рабочие качества.Одной из главных причин создания маленькой эстонской гончей был запрет охоты на косулю,которая подвергалась большой опасности от большой рослой гончей.Стремление иметь в Эстонии небольшую гончую объяснялось также и высокой плотностью населения в стране и небольшими размерами охотничьих угодий.
Кроме того,племенная работа с эстонской гончей зависела и от других обстоятельств.Решающее значение имели и климатические условия Эстонии.
Для зимы в Эстонии характерно отсутствие снега почти до февраля,и в связи с этим сезон отличается постоянной очень жесткой тропой.Такие условия Такие условия вынудили обратить самое строгое внимание на прочность лап гончей ( крепконогость).Для придания местной гончей этого качества,как сообщал Смелков,было признано целесообразным примешать английскую гончую-биггли,обладающую плотной и сильной лапой.
Поздняя восприимчивость бигглей к работе,отсутствие у них достаточной паратости,неудовлетворительная вязкость и грубые неприятные голоса,характерные для этой породы,заставили эстонских собаководов искать другой материал для создания того типа,который удовлетворял бы экономическим,географическим и чисто охотничьим условиям.Вот почему было обращено внимание на швейцарских гончих с их маленьким ростом,очень скороспелых,принимающихся за работу на первом году:кроме того вязких и обладающих звонкими доносчивыми голосами.Однако вследствие недостаточно прочной лапы нельзя было использовать в племенной работе одну только эту породу, поэтому биггли как(составная часть) будущей порды сохранила свое значение.
Выведение эстонской гончей начато в первой половине 30х годов текущего столетия.Селекционная работа продолжавшаяся примерно 25лет,закончилась созданием нужного типа.На начальном этапе селекционной работы наиболее значительную роль сыграли выписанные из Англии биггли Джипси и Цулю Антропова,Леди и Лорд В.М.Оттас,Целю прибыла щенной от Студента (томми) и дала помет. С 1934 по1938 гот этих собак получили 11 пометов и стали их смешивать с гончими местной порды.
В 1934 г в Эстонию завезли чистопородных швейцарских гончих, которых начали вязать с биггли и местными.Война 1941-1945г нарушила планомерную работу по формированию эстонкой породы.Но всё же уцелело достаточное количество гончих,которые после войны дали возможность успешно продолжить начатое дело.
В работе по созданию намеченного типа эстонской гончей были наиболее интересны помеси с биггли и швейцарской:этих собак использовали в племенной работе. Наибольшую роль в создании порды сыграл питомник" Калев" В результате этой исследовательской работы на первое место вышли помеси швейцарских собак,которые питомник и использовал для выведения окончательного типа эстонской гончей.Особенно ценной у помесей с швейцарской гончей оказалась ихскороспелость:5-6 месячные уже принимаются работать.
В 1934 г. в Эстонию привезены чистопородные швейцарские гончие Адор и Лоля И. С. Тофера и щенок Тукс Пидера. В 1936 г. от Адора и Лоли был получен первый помет, а затем еще несколько пометов чистопородных швейцарских гончих. Их и использовали для создания новой породы, скрещивая с биглями и местными гончими.
Выведение эстонской гончей складывалось из двух основных элементов: отбора среди местных собак, наиболее подходящих по росту, и закрепления этого признака прилитием крови швейцарской гончей или бигля.
Значительную роль в создании современной эстонской гончей сыграл питомник Таллинского клуба охотников ДСО "Калев", где с 1947 по 1954 г. было просмотрено около 2500 собак и отобраны наиболее интересные помеси с бигли и швейцарской гончей.
Основными племенными производителями были признаны среди выжлецов Сампо ЭРПКОС 1/эг М. Г. Канарбика, 1945 г. рождения ("очень хорошо", диплом I степени); Вирк ЭРПКОС 2/эг ДСО "Калев", 1951 г. рождения ("отлично", диплом II степени, аттестаты II степени на ВСХВ в 1954 г. и I степени в 1957 г.); Сампо ЭРПКОС 9/эг Р. М. Аллика, 1951 г. рождения ("очень хорошо", диплом III степени); Таки ЭРПКОС 12/г ДСО "Калев", 1955 г. рождения ("очень хорошо", диплом III степени на ВСХВ; аттестат II степени); Ами Ф..М. Сеппера ("отлично", диплом II степени среди выжловок); Макки ЭРПКОС 3/эг ДСО "Калев", 1949 г. рождения ("хорошо", диплом III степени); Рики ЭРПКОС 15/эг ДСО "Калев", 1953 г. рождения ("отлично", диплом III степени); Аки ЭРПКОС 16/эг ДСО Калев , 1953 г. рождения ("отлично", диплом III степени).
Вязка Макки с Сампо I дала Вирхе 2/зг и Сампо II 9/эг, а также ряд других собак высокого класса. В дальнейшем лучшими производительницами считались дочь Сампо 11 ч. Эни Х. Мерн и выжловка Нику ДСО "Калев", являющаяся внучкой Ами и Макьм по отцу и Сампо II со стороны матери.
Наибольшее количество собак этой породы ныне находится в Эстонской ССР, где с ними ведется селекционная работа. По регистрации 1952 - 1953 гг. в республике насчитывалось около 650 эстонских гончих, а в последние годы эта цифра выросла до 1750. Некоторое количество эстонских гончих имеется в Латвийской и Литовской ССР, а также во многих областях РСФСР, Украины и Белоруссии.
Наиболее многочисленной из российских групп эстонской гончей является ленинградская, насчитывающая около 300 собак. В Ленинграде эстонская гончая появилась у отдельных охотников в начале 1955 г. В большинстве случаев эти собаки имели в родословных перечисленных выше племенных производителей Эстонии, что положительно сказалось на поголовье ленинградских эстонских гончих: уменьшило разнотипность и закрепило рабочие качества. При формировании породы в основном были использованы производители: Тоби В. К. Назарова, Полкан 1002/эг В. Т. Рубанова, Пойс Н. Д. Фомичева, Сампо питомника ДСО "Калев", Река А. К. Сахвер. Из выжловок наиболее интересны Роза 1003/эг Г. И. Ефимова, Ая В. К. Назарова, Макки К. П. Левизе.
В Москве и Московской обл. насчитывается около 40 эстонских гончих, в основном происходящих от вывозных из Эстонской ССР Шнырка (Ами Ф. М. Сеппер - Монти ДСО "Калев") и Шнырки (Варга - Шерри ДСО "Калев"). Эти собаки так же, как и их потомки, высоко оценивались на выставках и были дипломированы на Московской испытательной станции. Основным заводчиком эстонских гончих в Москве стал А. М. Шевченко
Сейчас эстонку можно встретить в любом регионе нашей страны а также во всех прилегаюших странах.